УТЗиСЗ

Организация работы по охране труда

Организация охраны труда

Конституцией Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантировано право на здоровые и безопасные условия труда. Обеспечить эту конституционную гарантию призвана система мероприятий и требований по охране труда. Основные нормативные правовые акты Республики Беларусь в сфере охраны труда:

- Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК);

- Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З "Об охране труда" (далее - Закон об охране труда);

- Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 N 70 (далее - Межотраслевые правила по охране труда);

- технические нормативные правовые акты (например, Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001-2009 "Системы управления охраной труда. Требования", утвержденный Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.04.2009 N 19 (далее - СТБ 18001-2009 "Системы управления охраной труда. Требования"), и др.);

- другие нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области охраны труда (ч. 1 ст. 2 Закона об охране труда).

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, в структурных подразделениях организации - руководители структурных подразделений (п. 8 Межотраслевых правил по охране труда). Для организации работы по охране труда, а также в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель должен (на выбор):

- создать службу охраны труда;

- ввести в штат должность специалиста по охране труда;

- возложить соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное нанимателем должностное лицо;

- привлечь юридическое лицо (либо ИП), аккредитованное на оказание услуг в области охраны труда (ч. 1 ст. 20 Закона об охране труда, ч. 1 ст. 227 ТК, ч. 1 п. 9 Межотраслевых правил по охране труда, п. 10 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 N 98 (далее - Типовое положение о службе охраны труда)).

 

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от (ч. 2 ст. 227 ТК, ч. 2 ст. 20 Закона об охране труда):

- численности работников;

- характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса;

- наличия опасных видов опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью.

В зависимости от численности работников в организации наниматель имеет право либо обязан создать службу по охране труда, принять на работу соответствующих специалистов (ч. 4, 5 ст. 20 Закона об охране труда, ч. 4 ст. 227 ТК).

Наниматель обязан ввести должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда с меньшей численностью работников принимает наниматель (ч. 4 ст. 227 ТК).

При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (ИП), аккредитованное на оказание услуг в области охраны труда (ч. 4 ст. 20 Закона об охране труда).

Законом об охране труда устанавливается, что исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников (ч. 8 ст. 20 Закона об охране труда).

 

При отсутствии в организации инженера по охране труда его обязанности возлагаются в соответствии с законодательством (например, в порядке совмещения) на другого работника после соответствующей подготовки - обучения и проверки знаний. Обязанности по охране труда могут быть возложены на заместителя руководителя организации, ответственного за организацию работ по охране труда (без установления совмещения) (п. 21 Типового положения о службе охраны труда, ч. 1 подп. 1.11 п. 1 Нормативов численности специалистов по охране труда).

 

В организации должны быть разработаны следующие документы по охране труда:

1. Положение об организации работы по охране труда или иные локальные нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок взаимодействия службы с подразделениями, их полномочия, обязанности, ответственность и права соответствующих должностных лиц и специалистов организации в решении вопросов охраны труда. При разработке положения об организации работы по охране труда кроме Типового положения о службе охраны труда следует руководствоваться СТБ 18001-2009 "Системы управления охраной труда. Требования". В разработке системы управления охраной труда принимает участие комиссия по охране труда, если она создана в организации.

 

2. Перечень профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда (подп. 3.2 п. 3 Нормативов численности специалистов по охране труда).

3. Перечень инструкций по охране труда с учетом утвержденного штатного расписания организации (п. 11 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной Постановлением N 176 (далее - Инструкция о принятии ЛНПА по охране труда)).

Перечень инструкций по охране труда разрабатывается инженером по охране труда (или лицами, на которых возложены соответствующие обязанности) с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации (главного механика, главного технолога, главного энергетика и других), службы организации труда и заработной платы, отдела кадров.

Перечень инструкций по охране труда, в частности, имеют право разрабатывать (п. 11 Инструкции о принятии ЛНПА по охране труда):

- служба охраны труда (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда), либо

- юридические лица (ИП), аккредитованные (аккредитованный) на оказание услуг в области охраны труда, с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации.

4. Инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 26 Закона об охране труда). При подготовке и принятии работодателями инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) следует руководствоваться Инструкцией о принятии ЛНПА по охране труда. Запрещено включать в такую инструкцию отсылочные нормы на нормативные правовые акты (ч. 5 ст. 26 Закона об охране труда).

Инструкции по охране труда разрабатываются на основании приказов руководителя организации, в которых устанавливаются сроки выполнения работ и исполнители. Исполнителями могут быть назначены руководители структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других) с участием профсоюзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации).

5. Документы по вопросам обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний и иным вопросам, предусмотренным законодательством об охране труда (подп. 11.3 п. 11 Типового положения о службе охраны труда).

 

Общие положения о порядке обучения, стажировки,

инструктажа и проверки знаний работающих

по вопросам охраны труда

 

Работодатель обязан осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в установленном порядке (п. 12 ст. 226 ТК).

Определение порядка обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда отнесено к компетенции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ч. 3 ст. 25 Закона об охране труда).

Общий порядок установлен Инструкцией об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда.

В свою очередь работающий обязан проходить в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК, абз. 3 ч. 1 ст. 19 Закона об охране труда). Так, наряду с иными требованиями, предъявляемыми к работающим, они обязаны проходить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда:

- при эксплуатации, выполнении работ по наладке, техническому обслуживанию и ремонту оборудования (абз. 3 п. 99, п. 133 Межотраслевых правил по охране труда);

- для допуска к выполнению работ с применением электроинструмента (п. 178 Межотраслевых правил по охране труда);

- для допуска к выполнению работ на деревообрабатывающем оборудовании (п. 262 Межотраслевых правил по охране труда);

- для допуска к выполнению работ с химическими веществами (п. 266 Межотраслевых правил по охране труда) и др.

Работающие вправе представить работодателю документы, подтверждающие прохождение обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда. Если такие документы не представлены, работодатели осуществляют в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда указанных лиц, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (услуг) (п. 4 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

Лица, совмещающие несколько профессий (должностей), проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям). Лица, замещающие временно отсутствующих работников, дополнительно проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям) (п. 6, 7 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда)

  

Организации, которые привлекают к работам (оказанию услуг) обучающихся учреждений образования, проводят их инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в общеустановленном порядке (п. 32 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

 Инструктаж по охране труда

 

Работодатель обязан осуществлять инструктаж работающих по вопросам охраны труда (п. 9 ст. 226 ТК, абз. 5 ч. 1 ст. 17 Закона об охране труда). В свою очередь работающие обязаны проходить инструктаж по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК, абз. 4 ч. 1 ст. 19 Закона об охране труда).

    

Порядок проведения инструктажа по вопросам охраны труда установлен Инструкцией об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, межотраслевыми и отраслевыми нормативно-правовыми актами по охране труда (НПА).

 

По характеру и времени проведения инструктаж по охране труда подразделяют на (п. 45 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда):

 - вводный.

 - первичный на рабочем месте.

     - повторный.

 - внеплановый.

     - целевой.

  

Наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж по охране труда (п. 2 ч. 2 ст. 49 ТК, абз. 6 ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).

 

Лица, совмещающие несколько профессий (должностей), проходят инструктаж (а также обучение и проверку знаний) по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (п. 6 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Инструктаж завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж (п. 60 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

В организации ведутся журналы регистрации инструктажей по вопросам охраны труда по двум установленным формам (ч. 4 п. 47, ч. 1, 2 п. 61 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, приложения 8, 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда):

 

Вид инструктажа

Вид журнала, в котором регистрируется проведение и прохождение инструктажа

Примечания

Вводный

Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда (приложение 8 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда)

В микроорганизациях (абз. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон о поддержке предпринимательства)) допускается регистрация в журнале регистрации инструктажа по охране труда (приложение 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда)

Первичный

Журнал регистрации инструктажа по охране труда (приложение 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда)

 

Повторный

Внеплановый

Целевой

Журнал регистрации инструктажа по охране труда (приложение 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда)

Допускается регистрация в отдельном журнале (форма не установлена, может использоваться форма журнала регистрации инструктажа по охране труда)

 

Подтверждается проведение и прохождение инструктажа по охране труда подписями лиц, проводивших и проходивших инструктаж по охране труда, в журналах по охране труда (ч. 1 п. 61 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал регистрации вводного инструктажа заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. Журналы регистрации инструктажа по охране труда, регистрации целевого инструктажа по охране труда (в случае его применения) заверяются подписью руководителя организации или структурного подразделения организации (ч. 1 п. 62 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

2.4.1. Вводный инструктаж по охране труда

 

С целью обеспечения охраны труда с работающими проводится вводный инструктаж по охране труда (вводный инструктаж) (ч. 1 п. 46 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, п. 12 ст. 226 ТК).

    Вводный инструктаж проводится в организации при:

- приеме работников на постоянную или временную работу;

- переводе работников на другую работу;

- участии в производственном процессе, привлечении к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору);

- участии в производственном процессе или выполнении работ на территории организации командированных работников других организаций (п. 4 ч. 1 ст. 54 ТК, п. 46 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, подп. 10.3 п. 10 Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 N 46).

Проводят вводный инструктаж и разрабатывают его программу служба охраны труда, или инженер по охране труда, или специалист, заместитель руководителя организации, на которого возложены эти обязанности. В микроорганизациях (абз. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о поддержке предпринимательства) вводный инструктаж может проводиться руководителем организации (ч. 2 п. 47 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Программа вводного инструктажа разрабатывается с учетом особенностей деятельности организации и утверждается руководителем организации. Типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда, на основании которого в организации разрабатывается собственная программа, содержится в приложении 7 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда.

При наличии в организации пожарной, газоспасательной и медицинской служб в программу вводного инструктажа могут включаться соответствующие разделы, по которым вводный инструктаж проводится работниками указанных служб (ч. 3 п. 47 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Регистрация вводного инструктажа осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 8 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда.

При территориальной удаленности структурного подразделения руководитель организации вправе возложить обязанности по проведению вводного инструктажа на руководителя территориально удаленного структурного подразделения (п. 48 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). В трудовом договоре с руководителем филиала может содержаться в том числе условие о том, что он обязан принимать меры по созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, что предусмотрено квалификационной характеристикой должности руководителя (Выпуск 1 ЕКСД). В этом случае издается приказ, в котором указывается о возложении соответствующих обязанностей, допускается указать категории работающих, с которыми проводится вводный инструктаж по охране труда, и др.

 

При этом проведение и прохождение вводного инструктажа регистрируется в журнале регистрации вводного инструктажа, который ведется в удаленном структурном подразделении (ч. 4 п. 47, п. 48 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

    

 Первичный инструктаж по охране труда

 

С целью обеспечения охраны труда с работающими до начала работы проводится первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (первичный инструктаж) (п. 49 - 52 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, п. 12 ст. 226 ТК).

В отличие от вводного инструктажа, который проводится со всеми работающими, первичный инструктаж может не проводиться с некоторыми из них.

Первичный инструктаж, а также повторный инструктаж могут не проводиться с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью) (ч. 1 п. 55 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда)

Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного и повторного инструктажа, составляется службой охраны труда с участием профсоюза и утверждается руководителем организации (ч. 2 п. 55 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

При составлении перечня следует исходить из условий труда работающих по включенным в него должностям и профессиям и из того, что первичный и повторный (а также внеплановый и целевой) инструктажи проводятся непосредственным руководителем работ (начальником производства, мастером цеха, участка, инструктором и др.) (п. 59 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

В настоящее время выполнение практически любой работы связано с эксплуатацией оборудования, использованием инструментов, применением сырья и материалов. Поэтому в ряде организаций такой перечень не составляется.

Первичный (а также повторный) инструктаж проводится непосредственным руководителем работ с работающими:

- принятыми на работу;

- переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой;

- участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы (оказывающими услуги) по заданию организации (по заключенному с организацией договору);

- с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации (п. 49, 50 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

С работниками других организаций, выполняющими работы на территории организации, первичный инструктаж проводит руководитель работ при участии руководителя или специалиста организации, на территории которой проводятся работы (п. 50 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда)

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по утвержденной руководителем организации программе, составленной с учетом особенностей производства (выполняемых работ, оказываемых услуг) и требований нормативных правовых актов по охране труда, или по инструкциям по охране труда для профессий и (или) видов работ (услуг) (п. 52 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Первичный инструктаж проводится индивидуально с работником или с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места, с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Проведение первичного инструктажа подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 3 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда. В этих документах указываются наименования программ первичного инструктажа на рабочем месте или номера инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж по охране труда (п. 53 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

 Повторный инструктаж по охране труда

 

Повторный инструктаж по охране труда (повторный инструктаж) проводится с целью обеспечения охраны труда в процессе трудовой деятельности с работающими, с которыми проводился первичный инструктаж по охране труда (п. 54, 55 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

В отличие от первичного инструктажа, который проводится на рабочем месте до начала работы (п. 49 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда), повторный инструктаж проводится в процессе работы не реже одного раза в шесть месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) (п. 54 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Службой охраны труда организации с участием профсоюза может быть составлен перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, который утверждается руководителем организации (ч. 2 п. 55 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Проводят повторный инструктаж те же лица, которые проводят первичный инструктаж, а также внеплановый и целевой инструктажи - непосредственные руководители работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица) (п. 59 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

Проведение повторного инструктажа подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 3 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда (п. 54 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

 Внеплановый инструктаж по охране труда

 

В особых случаях с работающими проводится внеплановый инструктаж по охране труда (далее - внеплановый инструктаж) (п. 56 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

   Случаи, когда проводится внеплановый инструктаж:

- принятие новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда (НПА по охране труда), или внесение изменений и дополнений в них;

- изменение технологического процесса, замена или модернизация оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда.

- нарушение работающими НПА по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

- перерывы в работе по профессии (в должности) более шести месяцев;

- поступление информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях;

- по требованию представителей органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), вышестоящих государственных органов или государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда при нарушении НПА по охране труда.

Внеплановый инструктаж (как и первичный) проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности), выполняющих один вид работ (услуг). Объем и содержание инструктажа определяются в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения (п. 57 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Внеплановый инструктаж, как и первичный, повторный и целевой, проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица) (п. 59 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Внеплановый инструктаж целесообразно проводить на основании приказа по основной деятельности, в котором указываются причина его проведения, перечень работников с указанием их должностей, профессий, которые должны пройти внеплановый инструктаж, срок его проведения, лицо, ответственное за проведение инструктажа, и т.п.

Проведение внепланового инструктажа подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 3 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда. При регистрации внепланового инструктажа в этом журнале указывается причина его проведения (п. 61 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

 Целевой инструктаж по охране труда

 

Целевой инструктаж по охране труда (целевой инструктаж) проводится с работающими до начала выполнения ими особых видов работ, а также при проведении экскурсий в организации - с посетителями (п. 58 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Целевой инструктаж проводится при:

- выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и другие);

- ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск. Наряд-допуск определяет место (места) проведения работ с повышенной опасностью (огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях и иные), их содержание, условия безопасного выполнения, подготовительные мероприятия (выполняемые до начала производства работ), время начала и окончания работ, руководителя работ, состав исполнителей и лиц, ответственных за выполнение этих работ. Наряд-допуск заполняется по форме согласно приложению к Межотраслевым правилам по охране труда (п. 18, ч. 1 п. 19 Межотраслевых правил по охране труда).

Целевой инструктаж, как и первичный, повторный, внеплановый инструктажи, проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица) (п. 59 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Проведение целевого инструктажа подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда (в этом случае в журнале указывается причина его проведения) или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 3 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда. В случае выполнения работ по наряду-допуску отметка о проведении целевого инструктажа производится в наряде-допуске (п. 61 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

 Обучение по вопросам охраны труда руководителей,

специалистов и работающих по профессиям рабочих

 

Работодатель обязан обеспечить обучение работающих по вопросам охраны труда (п. 12 ст. 226 ТК, абз. 5 ч. 1 ст. 17 Закона об охране труда).

     Одной из целей обучения работающих по вопросам охраны труда является подготовка их к последующей проверке знаний по вопросам охраны труда. Поэтому организовывать обучение по вопросам охраны труда следует для работающих, должности и профессии которых должны быть включены в соответствующие перечни:

- перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;

- перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (ч. 2 п. 27, п. 38 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Работники, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, не допускаются к работе (отстраняются от работы) (п. 2 ч. 2 ст. 49 ТК).

Работники, совмещающие несколько профессий (должностей), проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям). Работники, замещающие временно отсутствующих работников, проходят обучение и проверку знаний в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям) (п. 6, 7 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

 

Обучение руководителей, специалистов и рабочих по вопросам охраны труда проводится в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) и другими нормативными правовыми актами (ч. 1 п. 15, ч. 1 п. 33 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Работодатель вправе организовать обучение по вопросам охраны труда непосредственно в организации и вне ее различными способами:

- путем направления работающих на обучающие курсы целевого назначения в учреждения дополнительного образования взрослых, иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых (например, в научно-образовательный центр охраны труда и промышленной безопасности ГУО "Республиканский институт высшей школы" и др.);

- организовать обучение с помощью компьютерных программ;

- предоставить работающим материалы для самостоятельного обучения;

- направить работающего на семинар и т.п.

Наряду с этими способами наниматель вправе направить работника для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по вопросам охраны труда в учреждения дополнительного образования взрослых, иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых (ст. 220-1 ТК).

Конкретный способ обучения работающих по вопросам охраны труда определяется нанимателем.

Обучение по вопросам охраны труда может быть организовано как в рабочее, так и в нерабочее время; как по месту нахождения работодателя, так и в другой местности. При этом если принимающая или направляющая сторона оплачивает питание командированного, то в этом случае ему выплачиваются суточные в размере 50 процентов от установленной нормы независимо от того, сколько раз в день за счет принимающей или направляющей стороны питался командированный работник - один, два или три (подп. 4.3 п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 N 35).

На работников, направленных нанимателем на профессиональную подготовку (переподготовку), повышение квалификации в дневной и заочной формах обучения, распространяются гарантии, предусмотренные ТК и Положением о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 N 101 (далее - Положение о гарантиях):

1. За работниками, направленными нанимателем на переподготовку в заочной форме обучения, сохраняется средняя заработная плата по месту работы на время нахождения их на сессии (абз. 3 ч. 1 п. 2 Положения о гарантиях).

2. За работниками, направленными на переподготовку, повышение квалификации в дневной форме обучения, сохраняется должность и средний заработок по месту работы на весь период прохождения ими обучения (ст. 102 ТК, абз. 2 ч. 1 п. 2 Положения о гарантиях).

3. Работникам, принятым на работу и не имеющим квалификации (разряда, класса, категории) по необходимой организации профессии, при направлении их на профессиональную подготовку, переподготовку в дневной форме обучения в течение периода обучения выплачивается заработная плата из расчета не менее тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (ч. 2 п. 2 Положения о гарантиях).

4. Работникам, направленным на повышение квалификации в дневной форме обучения в другой населенный пункт, выплачиваются суточные по установленным нормам командировочных расходов в течение первого месяца обучения, на протяжении остального периода обучения - стипендия в размере 0,5 тарифного оклада (ставки) в месяц (п. 3 Положения о гарантиях).

5. Руководителям и специалистам, направленным на переподготовку в заочной форме обучения в другой населенный пункт, выплачиваются суточные до 60 календарных дней по установленным нормам командировочных расходов в течение каждого учебного года пропорционально продолжительности обучения в период нахождения работников на сессиях (п. 4 Положения о гарантиях).

6. Работникам, направленным на обучение в другой населенный пункт, возмещаются расходы на наем жилого помещения и проезд к месту обучения и обратно (п. 6, 7 Положения о гарантиях).

В приказе по личному составу о направлении работника на курсы повышения квалификации указываются: должность, фамилия, имя, отчество работника, вид курсов повышения квалификации, наименование организации, в которой проводятся курсы, период обучения и др.

Организации, которые привлекают к работам (оказанию услуг) обучающихся учреждений образования, проводят их обучение в соответствии с Инструкцией об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда (п. 31, 32 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

  

 Стажировка специалистов и рабочих перед допуском

к самостоятельной работе

 

 Стажировка специалистов

Стажировка на рабочем месте перед допуском к самостоятельной работе проводится в целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда (ч. 3 ст. 25 Закона об охране труда).

Законодательно закреплены ряд определений термина "стажировка", а некоторые из них сложились на практике. Стажировка проводится, в частности:

- с целью подтверждения профессиональной пригодности некоторых категорий работающих (п. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" и др.);

- в качестве образовательной программы - с целью освоения руководящими работниками и специалистами новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности (п. 5 ст. 242 Кодекса об образовании);

- стажировка некоторых категорий рабочих и специалистов на рабочем месте в целях обеспечения требований по охране труда перед допуском к самостоятельной работе (п. 23, 37 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). Для руководителей стажировка на рабочем месте законодательством не предусмотрена.

Так, перед допуском к самостоятельной работе при необходимости проходят стажировку по занимаемой должности специалисты, принятые или переведенные на работы:

- связанные с ведением технологических процессов;

- связанные с эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений;

- занятые на подземных работах.

Перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку, утверждает наниматель (ч. 2 п. 37 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). Продолжительность стажировки полагаем возможным указать в перечне в днях в виде диапазона, а конкретную продолжительность стажировки указывать в приказе о приеме или переводе в зависимости от квалификации специалиста. Перечень, как правило, подготавливается лицом, ответственным за охрану труда в организации, и утверждается нанимателем. Утверждение может выражаться в проставлении грифа утверждения или в издании приказа по основной деятельности об утверждении перечня.

Проводит стажировку специалистов должностное лицо, назначаемое приказом руководителя организации. Законодательством не установлены требования к этому должностному лицу. Это может быть, к примеру, непосредственный руководитель работника. В законодательстве не содержится требований об установлении доплат или надбавок за руководство стажировкой специалиста, однако возможность их установления может быть предусмотрена локальными нормативными актами организации, к примеру положением об оплате труда, или при его отсутствии - приказом о назначении должностного лица, ответственного за стажировку специалиста (руководителя стажировки). Полагаем возможным включить условие о стажировке в приказ о приеме работника на работу (переводе на другую работу). В приказе в части прохождения стажировки необходимо указать конкретную продолжительность стажировки, должность руководителя стажировки и т.п.

При невозможности обеспечить в микроорганизациях прохождение специалистами стажировки допускается ее прохождение в другой организации, выполняющей аналогичные виды работ (п. 37 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Проведение и прохождение стажировки подтверждается подписями руководителя стажировки и специалиста, прошедшего стажировку, в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 3 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда (п. 61 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Законодательство не требует от работодателя издавать в отношении специалистов какие-либо отдельные документы для допуска к работе после прохождения стажировки. В связи с этим полагаем, что к самостоятельной работе специалисты допускаются после оформления проведения и прохождения стажировки в журнале регистрации инструктажа по охране труда или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения).

 

 Стажировка рабочих

 

Перед допуском к самостоятельной работе обязательно проходят стажировку рабочие:

- принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью;

- имеющие перерыв в выполнении работ с повышенной опасностью более 1 года (п. 23 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Рабочие, выполняющие работы с повышенной опасностью, допускаются к самостоятельной работе после проверки знаний по вопросам охраны труда, которая следует за стажировкой.

     Отметим, что при выполнении работ с повышенной опасностью отраслевые инструкции обязывают нанимателей проводить стажировку работников на рабочем месте при выполнении тех или иных видов работ (п. 5 Порядка обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда, утвержденного Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 13.12.2005 N 185, п. 29 Инструкции обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций системы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.09.2004 N 22 (далее - Инструкция по охране труда работников организаций системы Минархитектуры), и др.).

При невозможности обеспечить в микроорганизациях прохождение рабочими стажировки допускается ее прохождение в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ (ч. 2 п. 24 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, с учетом требований соответствующих отраслевых нормативных правовых актов утверждает наниматель. В перечне устанавливается продолжительность стажировки, которая зависит от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ, но не менее 2 рабочих дней (п. 25 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). При определении продолжительности стажировки полагаем возможным указать в перечне диапазон в днях. Решение вопроса о продолжительности стажировки конкретного работника должно зависеть от его квалификации.

Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки (ч. 1 п. 24 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). В законодательстве не содержится требований об установлении доплат или надбавок за руководство стажировкой рабочих, однако возможность их установления может быть предусмотрена локальными нормативными актами организации, к примеру положением об оплате труда, или при его отсутствии - приказом о назначении руководителя стажировки.

Полагаем возможным включать сведения о проведении стажировки в приказы о приеме на работу, переводе на другую работу рабочих. В таком приказе следует указать конкретную продолжительность стажировки, руководителя стажировки и т.п.

К самостоятельной работе рабочие допускаются руководителем организации (структурного подразделения) после прохождения стажировки. Допуск может быть оформлен одним из способов:

- запись в журнале регистрации инструктажа по охране труда (приложение 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

     - издание приказа (распоряжения) о допуске к работе на основании докладной записки руководителя стажировки о ее прохождении (п. 30 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

На практике чаще всего вносится запись в журнал, а отдельный приказ не издается.

При оформлении приказа о допуске к работе в нем следует указать дату допуска к работе и т.п. Основанием для издания такого приказа может быть приказ о проведении стажировки, приказ о приеме на работу с условием о проведении стажировки. Полагаем, что такой приказ должен относиться к приказам по личному составу.

 

 Проверка знаний (в том числе внеочередная) по вопросам

охраны труда руководителей, специалистов и рабочих

 

Проверка знаний работающих по вопросам охраны труда (проверка знаний) - обязательное звено в организации работы по охране труда (ст. 25 Закона об охране труда). Проверка знаний работающих производится комиссиями для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (комиссии для проверки знаний) (ч. 5 ст. 25 Закона об охране труда). Также прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда (ч. 6 ст. 25 Закона об охране труда).

     Проверка знаний следует за обучением по вопросам охраны труда и стажировкой, но проводится не для всех работающих, а только для тех, которые обязаны проходить проверку знаний в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

В некоторых случаях проводятся внеочередные проверки знаний.

Установлен порядок проведения проверки знаний и допуска к работе после ее прохождения.

    

Руководители и специалисты, которые проходят

проверку знаний

 

Проверку знаний проходят руководители и специалисты, отдельные категории работающих, должности которых включаются в утвержденный нанимателем перечень должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 38 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Перечень составляется в организации на основании типового перечня должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 6 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). В частности, в перечень, составляемый в организации, могут быть включены должности:

- руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны труда по соответствующим направлениям деятельности (главный инженер, заведующий складом, заведующий мастерской, мастер и др.);

- специалистов структурных подразделений, которые непосредственно связаны с проведением работ на производственных участках, осуществляющих контроль за техническим состоянием машин, механизмов, зданий и сооружений, проведением технологических процессов (инженер-конструктор, инженер-механик и др.);

- специалистов служб охраны труда;

- лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (если это необходимо при выполнении соответствующих видов работ, услуг);

- членов комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда и др.

Проверка знаний работников согласно перечню проводится после прохождения ими обучения по учебным планам и программам, составленным на основании типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов согласно приложению 5 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда (п. 35 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

     Работающие по некоторым должностям руководители и специалисты проходят проверку знаний ежегодно, что установлено отраслевыми НПА по охране труда для некоторых отраслей, такими как:

- п. 44 Инструкции по охраны труда работников организаций системы Минархитектуры;

- п. 3 Межотраслевой типовой инструкции по охране труда при выполнении работ по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2007 N 186, и др.

Проверка знаний производится комиссиями для проверки знаний (ч. 5 ст. 25 Закона об охране труда).

     Установлен порядок проведения проверки знаний и допуска к работе после ее прохождения.

 

Рабочие, которые проходят проверку знаний

 

Проверку знаний проходят рабочие, выполняющие работы с повышенной опасностью, а также занятые на объектах, поднадзорных органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) (к примеру, органам Госпромнадзора и др.) (ч. 1 п. 27 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Профессии таких рабочих включаются в перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (ч. 2 п. 27 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). Этот перечень разрабатывается в организации на основании типового перечня работ с повышенной опасностью (приложение 1 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда) и требований соответствующих нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты, используемые при составлении перечня профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, - это правила охраны труда, утвержденные для выполнения отдельных видов работ с повышенной опасностью (Межотраслевые правила по охране труда при термической обработке металлов, утвержденные Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 29.07.2005 N 99/9; Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 N 52, и т.п.).

Проверка знаний производится после прохождения стажировки рабочих:

- принятых или переведенных на работы с повышенной опасностью;

- имеющих перерыв в выполнении работ с повышенной опасностью более 1 года (п. 23 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Работники при совмещении нескольких профессий (должностей) дополнительно должны пройти проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемой профессиям (должностям), если проверка знаний предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами для выполнения соответствующих видов работ (п. 6 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Лица, замещающие временно отсутствующих работников, дополнительно проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований, предусмотренных нормативными правовыми актами по замещаемым должностям (профессиям) (п. 7 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

     Проверка знаний производится комиссиями для проверки знаний (ч. 5 ст. 25 Закона об охране труда).

Установлен порядок проведения проверки знаний и допуска к работе после ее прохождения.

 

 Внеочередные проверки знаний

 

Внеочередные проверки знаний работающих по вопросам охраны труда проводятся:

- по требованию представителей органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), руководителя организации (структурного подразделения организации) или должностного лица организации, ответственного за организацию охраны труда, при нарушении работающими требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям (п. 29, абз. 4, 5 п. 43 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, подп. 11.2 п. 11 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного Постановлением N 210 (далее - Положение о комиссии для проверки знаний)).

- в случаях ввода в эксплуатацию новых (реконструированных) производственных объектов, внедрения и применения новых технологических процессов, сырья и материалов (подп. 11.1 п. 11 Положения о комиссии для проверки знаний).

Установлены дополнительные основания для внеочередных проверок знаний руководителей и специалистов:

- при переводе их на другое место работы или назначении на должность, где требуются дополнительные знания по охране труда;

- при принятии актов законодательства, содержащих требования по охране труда, соблюдение которых входит в их должностные обязанности. При этом осуществляется проверка знаний только данных актов законодательства;

- при перерыве в работе в данной должности более одного года (п. 43 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Дата и место проведения проверки знаний по вопросам охраны труда работающих устанавливаются по договоренности сторон до начала работ (оказания услуг).

Внеочередные проверки знаний производятся комиссиями для проверки знаний (ч. 5 ст. 25 Закона об охране труда).

 

 

Установлен общий порядок проведения проверки знаний и допуска к работе после ее прохождения.

 

                    Проведение проверки знаний и допуск к работе

 

Уведомить работающих о дате и месте проведения проверки знаний наниматель обязан не позднее чем за 15 дней. Способ и форма уведомления законодательством не предусмотрены (п. 9 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). К примеру, это может быть ознакомление под роспись со списком работников, направляемых в комиссию для проверки знаний по вопросам охраны труда (если в организации создана комиссия для проверки знаний); с приказом о направлении работника на проверку знаний (когда в организации не создана такая комиссия и работник направляется, к примеру, в комиссию местного исполнительного и распорядительного органа) и т.п.

     Проверка знаний по вопросам охраны труда в организации проводится в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований НПА по охране труда, соблюдение которых входит в обязанности работающего (п. 10 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда). Типовой перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов содержится в приложении 5 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда. На основании данного типового перечня разрабатываются билеты для проверки знаний руководителей и специалистов. Билеты для проверки знаний работающих по рабочим профессиям разрабатываются на основе требований по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), содержащихся в ЛНПА по охране труда. Билеты утверждаются руководителем организации (п. 13, 14 Положения о комиссии для проверки знаний).

      Проверка знаний производится комиссией для проверки знаний (ч. 5 ст. 25 Закона об охране труда).

Руководителям и специалистам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение по охране труда, форма которого установлена приложением 2 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда (п. 42 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Работающим по профессиям рабочих запись о прохождении проверки знаний вносится в удостоверение по охране труда по форме согласно приложению 2 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда и в личную карточку по охране труда (если она применяется) по форме согласно приложению 3 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда (ч. 1 п. 28 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, проходят проверку знаний в течение месяца со дня выхода на работу (ч. 5 п. 11 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Повторная проверка знаний обязательна для руководителей, специалистов и рабочих, должности и профессии которых включены в соответствующие перечни, если они не прошли проверку знаний по вопросам охраны труда (показали неудовлетворительные знания, не явились на проверку знаний без уважительной причины) (п. 11 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

До истечения действия результатов предыдущей проверки знаний по вопросам охраны труда работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок (ч. 1 п. 11 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

Работники, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, не допускаются к работе (отстраняются от работы) (ч. 3, 4 п. 11 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, п. 2 ч. 2 ст. 49 ТК).

     Допуск рабочих к самостоятельной работе после успешного прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом, распоряжением. Если проверка знаний проводилась после прохождения стажировки, запись о прохождении стажировки и допуске к работе вносится в журнал регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда (п. 30 Инструкции об обучении, стажировке, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда).

В отношении руководителей и специалистов требование об оформлении приказом, распоряжением допуска к работе после прохождения проверки знаний не установлено законодательством. Полагаем, что основанием для допуска специалистов к самостоятельной работе после прохождения проверки знаний могут служить:

- сведения о прохождении проверки знаний в протоколе комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;

- удостоверение по охране труда;

- запись о прохождении проверки знаний в удостоверении по охране труда.