УТЗиСЗ

Оплата труда работников

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ ВЫПЛАТУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

         Наниматель обязан производить выплату заработной платы в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором (п.4 ст.55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК)). Начисленная заработная плата выплачивается работнику непосредственно в месте выполнения им трудовых обязанностей или перечисляется на счет работника в банке.

         Задолженностью   по заработной плате    считается общая сумма заработной платы, причитающаяся работнику за фактически отработанное время в предыдущем месяце и не выплаченная ему. Задержка выплаты аванса не является задолженностью по выплате заработной платы, если окончательная заработная плата за весь месяц выплачена вовремя.

         Просроченной задолженностью по заработной плате для целей статистики являются начисленные суммы заработной платы работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией до 24 часов последнего дня месяца, следующего за отчетным, за который эти суммы начислены. Что касается задолженности по выплате заработной платы, то таковой признается невыплата заработной платы в установленный коллективным договором день.

         При несвоевременной выплате заработной платы она должна быть проиндексирована. (ст.58 ТК) в соответствии с индексом потребительских цен, который публикуется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.   При этом основанием для проведения индексации является задержка выплаты заработной платы один календарный месяц и более по сравнению   со сроком, установленным локальным нормативным актом нанимателя, трудовым договором (контрактом) работника.  Так, если заработная плата должна быть выплачена 15-го числа, то с 16-го числа следующего месяца наступает обязанность нанимателя индексировать сумму  заработной платы, если она не была выплачена до этого времени.

         Следует учитывать, что индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется в полном размере каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.

         За несвоевременную выплату заработной платы законодательством предусмотрены  дисциплинарная ответственность руководителя и административная ответственность как должностного лица, так и организации (ст.465 ТК).  

         Руководитель организации может быть привлечен нанимателем – собственником имущества к дисциплинарной ответственности (ст.198 ТК).

         За нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты работникам организации заработной платы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, который может налагаться как на организацию, так и на должностных лиц, виновных в задержке выплаты заработной платы.

         В соответствии с ч.1 ст.19 Кодекса об административных правонарушениях  (далее – КоАП) устанавливаются  следующие размеры штрафа:

         - на должностное лицо – от 4-х до 20-ти базовых величин;

         - на юридическое лицо – до 100 базовых величин.

         К административной ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы организацию вправе привлекать Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь, его структурные подразделения.

         Административное взыскание за нарушение нанимателем или его уполномоченным должностным лицом порядка и сроков выплаты заработной платы может быть наложено не позднее одного года со дня совершения  и двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

         Руководитель организации может быть уволен по п.1-2 ст.47 ТК за нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий. Решение о его увольнении принимает собственник имущества организации либо уполномоченный им орган. Увольнение по данному основанию не является мерой дисциплинарного взыскания, поэтому оно допускается в любое время при обнаружении нарушения порядка и сроков выплаты заработной платы и  (или) пособий. Увольнение по п.1-2 ст.47 ТК отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения (подп. 6.10.  п.6  Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 №5).

         Кроме того, руководители организации несут ответственность за несвоевременную выплату заработной платы. Так, при наличии задолженности по заработной плате руководителям организации независимо от форм собственности  (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций):

         - не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений  (подп.2.5 п.2  Постановления Совета Министров Республики Беларусь от   08.07.2013 №597);

         - выплата заработной платы производится не ранее ее выплаты работникам организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной работникам (ч.5 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 №29).

         Наниматели, имеющие просроченную задолженность по заработной плате, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют для расчета должностных окладов руководителей, специалистов  и других служащих тарифную ставку первого разряда в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда  установленной  Правительством для оплаты труда работников бюджетных организаций, до ликвидации этой просроченной задолженности  (п.1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 №483).

         Наниматели – коммерческие организации – юридические лица их обособленные подразделения имеющие отдельный баланс, со средней численностью работников за год 16 и более человек, кроме малых организаций без ведомственной подчиненности, обязаны представлять отчет по форме 12-т (задолженность) о просроченной задолженности по заработной плате в органы статистики за каждый месяц, в котором у нанимателя возникла такая задолженность. Форма государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» утверждена Постановлением Национального статистического комитета  Республики Беларусь от 08.05.2014  №40. Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики влечет наложение штрафа в размере, предусмотренном ч.1 ст.23.18 КоАП, от 10 до 50 базовых величин. 

 

 

Заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).

Однако не все денежные средства, выплачиваемые нанимателем работнику, являются заработной платой. Денежные средства не входят в состав заработной платы, если они не являются вознаграждением за труд, их размер не зависит от сложности, количества, качества труда и квалификации работника. В частности, не входит в состав заработной платы материальная помощь беременным женщинам (ст. 269 ТК), компенсация за износ транспортных средств, принадлежащих работнику (ст. 106 ТК), и др.

 

Система оплаты труда - механизм начисления заработной платы, обеспечивающий учет количества труда, затраченного работниками. К основным системам оплаты труда относят: повременную, сдельную, а также их производные варианты (повременно-премиальную, сдельно-премиальную и др.).

Повременная оплата труда - система заработной платы, при которой величина заработка работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки.

Сдельная оплата труда - система оплаты труда, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда.

Состав заработной платы

 

Заработная плата состоит из двух частей:

- постоянной тарифной (включает окончательный размер тарифной ставки (оклада));

- переменной надтарифной (включает компенсирующие и стимулирующие выплаты).

 

 Тарифная часть заработной платы

 

Тарифная часть заработной платы подразумевает выделение:

- тарифной ставки (оклада) (в первоначальном размере);

- окончательного размера тарифной ставки (оклада).

Тарифная ставка (оклад) - это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника определенной квалификации в единицу времени (час, день, месяц). Однако тарифная ставка (оклад), как правило, не является окончательным размером тарифной части заработной платы работника в единицу времени, т.к. к ней применяются различные повышения, корректирующие коэффициенты и др. Величина некоторых компонентов заработной платы, как правило, напрямую зависит от размера тарифной ставки (оклада).

  

Тарифная ставка (оклад) является обязательной частью заработной платы независимо от системы оплаты труда.

При сдельной форме оплаты труда на основе тарифной ставки (оклада) рассчитываются сдельные расценки.

 

     Для различных типов организаций законодательством, а также локальными нормативными правовыми актами нанимателя (ЛНПА) предусматриваются повышения тарифной ставки (оклада) по различным основаниям, корректирующие коэффициенты, надбавки и др., которые вместе с тарифной ставкой (окладом) образуют окончательный размер тарифной ставки (оклада). Иногда на практике окончательный размер тарифной ставки (оклада) называют итоговой тарифной ставкой (окладом) работника. Итоговая тарифная ставка (оклад) так же, как и тарифная ставка (оклад), может служить базой для расчета некоторых компонентов заработной платы, например для расчета стимулирующих выплат.

 

 Компенсирующие выплаты

 

Компенсирующие выплаты - выплаты, которые производятся работнику с целью компенсировать какие-либо неблагоприятные факторы, связанные с его трудовой деятельностью или каким-то образом осложняющие ее.

Компенсирующие выплаты могут быть общими для работников любых организаций или специальными, характерными для организаций определенного вида (например, для бюджетных). В коллективном договоре наниматель вправе устанавливать и другие компенсирующие выплаты.

Наиболее распространенными общими компенсирующими выплатами являются:

1. Доплата за работу в ночное время.

За каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада) работника, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. При этом ночной сменой считается смена, в которой более 50 процентов времени приходится на ночное время (ст. 70 ТК). Ночным считается время с 22 до 6 часов (ч. 1 ст. 117 ТК).

 

2. Доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 1 ст. 225 ТК).

Согласно ч. 1 ст. 225 ТК размеры (объемы) и порядок предоставления компенсаций по условиям труда устанавливаются Правительством Республики Беларусь. Так, размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяется согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 N 575 "О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда" (далее - постановление N 575) в зависимости от класса и степени вредности этих условий труда, установленных при аттестации (ч. 1 подп. 2.2 п. 2 постановления N 575). Указанные доплаты устанавливаются в процентах от тарифной ставки первого разряда, установленной в организации, или фиксированной денежной величины, определяемой нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного ЛНПА, принятых в соответствии с законодательством (ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления N 575).

Размер таких доплат не может быть ниже размера доплат, рассчитанных от тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (подп. 2.3 п. 2 постановления N 575).

Размеры доплат содержатся в приложении к постановлению N 575.

 

3. Компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (ч. 1 ст. 99 ТК). Порядок, условия и размеры выплат таких компенсаций определяются республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (ч. 2 ст. 99 ТК).

Однако не все доплаты являются компенсирующими выплатами, в частности, таковыми не являются (п. 62 Указаний):

- доплата за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ).

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ч. 2 ст. 67 ТК).

 

- доплата до прежнего среднего заработка, когда в результате перемещения уменьшается заработок работника по независящим от него причинам. Доплата осуществляется в течение двух месяцев со дня перемещения (ч. 2 ст. 72 ТК).

 

     Специальные компенсирующие выплаты предоставляются отдельным категориям работников, например гражданам, осуществляющим либо осуществлявшим доступ к государственным секретам (ч. 1 ст. 42 Закона Республики Беларусь от 19.07.2010 N 170-З "О государственных секретах").

 

 Стимулирующие выплаты

 

Стимулирующие выплаты - это выплаты, направленные на улучшение качественно-количественных показателей труда. Основной функцией таких выплат является повышение уровня мотивации работника, в т.ч. через поощрение его за достигнутые результаты.

Стимулирующие выплаты необходимо отличать от социальных. Социальные выплаты - это выплаты, производимые нанимателем непосредственно работнику, не связанные с осуществлением им трудовой функции, а направленные на социальное развитие членов коллектива (например, денежные подарки к юбилейным датам). Социальные выплаты также направлены на повышение уровня мотивации работника, однако они напрямую не мотивируют работника выполнять лучше какую-либо работу, они мотивируют работника продолжать работу в какой-то конкретной организации. Как уже было отмечено выше, социальные выплаты не входят в состав заработной платы.

Стимулирующие выплаты могут быть:

- надбавками (например, за характер и условия труда);

- премиями (периодическими (например, ежемесячная премия при условии выполнения структурным подразделением доведенных показателей работы), единовременными (например, премия за выполнение особо срочной работы)).

В соответствии с подп. 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее - Декрет N 29) наниматель при заключении контракта с работником устанавливает ему дополнительные меры стимулирования труда, в том числе повышение тарифной ставки не более чем на 50 процентов.

     Показатели премирования могут быть различными. Например, министерствам, другим республиканским органам государственного управления, объединениям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, организациям в целях усиления материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда предписано ввести следующие показатели:

- для рабочих основного производства:

при стимулировании роста производительности труда - выполнение норм выработки (в натуральных, трудовых, стоимостных показателях), снижение трудоемкости продукции, высокоэффективное использование новой техники и прогрессивной технологии;

при стимулировании улучшения качества продукции, работ, услуг - бездефектное изготовление продукции и сдача ее с первого предъявления, сокращение случаев возврата недоброкачественной продукции, отсутствие претензий к качеству продукции (рекламаций), работам, услугам со стороны служб технического контроля и потребителей;

при стимулировании снижения материальных затрат - экономия сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, запасных частей, уменьшение потерь, отходов на единицу продукции по сравнению с фактически достигнутым уровнем прошлого года;

- для рабочих, занятых обслуживанием основного производства:

обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования, увеличение коэффициента его использования, межремонтного периода эксплуатации и сокращение затрат на обслуживание и ремонт;

- для руководителей, специалистов и служащих внутрипроизводственных подразделений организаций:

фактическое улучшение результатов работы на том участке производства, на котором трудится конкретный работник (увеличение производства продукции, в том числе на экспорт, производительности труда, экономия материальных и трудовых затрат, снижение себестоимости и др.) (п. 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 N 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда" (далее - Постановление N 1748)).

Как правило, стимулирующие выплаты устанавливаются либо на республиканском уровне в зависимости от вида организации (например, премии работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций), либо на локальном уровне для каждой конкретной организации.